Автор Тема: Вопросы истории  (Прочитано 17673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Fess

  • Гость
Вопросы истории
« : 18 Апрель 2008г 01:54:54 »
За последнее время мне было высказано несколько просьб связанных с историей, поэтому дабы не засорять тему про «Святослава» думаю лучше открыть новую темку тут, и всё разъяснить. Если у кого возникнут вопросы связанные с историей пишите сюда ваши вопросы, по мере своих сил буду на них отвечать согласно источникам и историографии. Буду так же рад подискутировать на исторические темы, если у кого возникнет такое желание.

morfushka,
Цитата
Егорушка,расскажи еще о Ярославе Мудром или Рогнеде,и дай авторов-историков,но не научную,а художественную литературу о древней Руси,буду,пока возможность есть,просвещаться:)
Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволда. В русской народной традиции её прозвали Гореславой. История эта началась в 980 году (по другим данным в 978 году. Разночтения в летописи) Владимир хотел захватить власть в Киеве и объявил войну  брату Ярополку. Вот как об этом говорит летопись :  «В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды - дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.»
Рогнеда этого не забыла, и очень долго готовила месть Владимиру, и однажды чуть не убила в спальне, но Владимир не убил её а послал в её отчину – в Полоцк где она и жила до конца жизни, до 1000 года. Почему она отказала Владимиру? Он был сыном рабыни, историки долго спорят толи Малуша была древлянкой, толи иудейкой, толи скандинавкой, но факт – фактом Владимир не имел прав на престол. Поэтому гордая Рогнеда и отказала ему сказав что не хочет разувать сына рабыни, так как свадебный обычай на Руси того времени требовал того чтобы перед первой брачной ночью будущая жена разувала своего супруга. Владимир прейдя в Полоцк изнасиловал её перед её отцом и братом и всеми людьми а затем убил отца и братьев перед Рогнедой, мотивы её мести вполне ясны. Она была матерью будущего князя Ярослава Мудрого. Сын с отцом тоже не ладили так в летописи есть запись : «В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты", ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся.» Рогнеда вполне могла воспитать сына тоже в духе мести, да и мог он быть не сыном Владимира а сыном Ярополка. Но это только моя версия, мог мстить за отца и честь матери.

P.S. Юля, остальное про что просила на днях выложу ту же. ;)

Mangoose,
Цитата
Егорушка,насчёт Вадима.Такой действительно был?Потому как я прошерстил не только свою библиотеку,но и интернет -библиотеку.Упоминания о князе Вадиме не нашёл.Нет,ты конечно ,историк,и тебе нужно верить...Но может дашь наколку на этого самого Вадима?Хотя-бы где искать...
Князь Вадим Храбрый лицо вполне историческое, так о нём есть упоминание в Никоновской летописи. Вадим был предводителем восстания(переворота) против князя Рюрика. Сам Рюрик был внуком новгородского князя  Гостомысла (согласно Иоакимовской летописи). У Гостомысла была дочь Умила которую он выдал за государя Поморских славян Годслава. Рюрик был их сыном и имел вполне законные права на престол в Новгороде, но первоначально его пригласили туда с братьями как наемников для охраны границ и некой третейской силы в разрешении споров. Вадим тоже был родичем Гостомысла и имел не меньше прав на княжение в Новгороде чем Рюрик, вероятно новгородцы увидели в лице Рюрика опасность своей свободе и вольностям (Новгород вплоть до Ивана Грозного был центром сепаратизма и вольностей на Руси) поэтому они нашли в лице Вадима ту силу которая могла свергнуть Рюрика. За Вадимом шли многие знатные новгородцы за Рюриком варяжская дружина и часть новгородцев. В результате Рюрик убил Вадима и окончательно осел в Новгороде. А.С Пушкин хотел написать на эту тему произведение «Вадим» но так и не закончил его вот кое что из черновиков писателя : Вадим
Отрывок без заглавия, написан Пушкиным в 1821—1822 гг.
В основу сюжета положена летописная легенда о новгородце Вадиме, поднявшем восстание против первого князя Рюрика, варяга, призванного новгородцами (по совету посадника Гостомысла) на княжеский престол. Сюжет этот до Пушкина не раз разрабатывался в литературе. Пушкин задумывал революционную декабристскую трагедию, полную намеков на современность.
Судя по краткому пушкинскому плану и начальным стихам, ход трагедии был такой:
У могилы Гостомысла, вблизи Новгорода, встречается Вадим с Рогдаем, участником его заговора. Рогдай был в городе, на разведке, и докладывает Вадиму о настроении новгородцев.
Затем, видимо после их ухода, на сцене появляется Рогнеда, дочь Гостомысла; она и Вадим, надо думать, любили друг Друга еще до его изгнания из Новгорода. Теперь она невеста Громвала, славянина, новгородца, ставшего слугой чужеземного, варяжского князя Рюрика. Не зная о ее любви к Громвалу, Вадим (по-видимому, еще раньше) дал ей поручений убить Громвала как изменника. Сейчас Рогнеда в ожидании Вадима одна, «раскаянье ее, воспоминания». «Приходит Вадим». Содержание ее сцены с Вадимом в плане не указано. Новая сцена в княжеском дворце. Рюрик, Громвал и Рогнеда. В разговоре Рюрика с Громвалом обнаруживается «презренно к народу самовластия». Громвал защищает новгородцев — он, очевидно, изображен не злодеем, а заблуждающимся, может быть колеблющимся. Следует сцена новгородского веча, где присутствует (очевидно, инкогнито) и Вадим. Вестник приносит какое-то известие. Вдруг появляется сам Рюрик. В напряженный момент, когда, возможно, заговорщики готовы осуществить свой план (может быть, убить Рюрика), Рогнеда, движимая любовью к Громвалу, выдает намерения заговорщиков. Происходит бунт, бой, заканчивающийся для них неудачей. Взятый в плен Вадим приведен к Рюрику.
Последняя сцена в плане — свидание (по-видимому, в тюрьме) Вадима с Громвалом, оказавшимся другом его детства. Конец пьесы не рассказан в плане, но несомненно, что Вадим умирает (может быть, в тюрьме), гибнет и Рогнеда (может быть, еще раньше, во время восстания).
Задумав писать революционно-народную трагедию, Пушкин первоначально пытался и текст ее писать народно-песенным стихом (которым он тогда еще совершенно не владел). В рукописи Пушкина сохранились пробы этой формы.
Гостомыслову могилу грозную вижу...
Есть надежда! верь, Вадим, народ натерпелся...
Легконогие елени по лесу рыщут...
В конце концов поэт отказался от этого замысла и начал писать трагедию традиционным классическим шестистопным попарно рифмованным ямбом.
Не осуществив своей трагедии о Вадиме, Пушкин хотел написать на этот сюжет поэму, также оставшуюся неоконченной.


Оффлайн Mangoose

  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 602
  • Пол: Мужской
  • Говорит и показывает...
Re: Вопросы истории
« Ответ #1 : 18 Апрель 2008г 07:32:59 »
Уяснил.Проникся.Бум знать.
Не сиди просто так,думай что нибудь.

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #2 : 19 Апрель 2008г 02:29:44 »
morfushka,
Цитата
дай авторов-историков,но не научную,а художественную литературу о древней Руси
Ну собственно мне работать больше приходиться с научной литературой, с художественной меньше. Но о Древней Руси могу порекомендовать следующих авторов : Мария Семёнова «Мы-славяне!», «Быт и верования древних славян» (это научно популярная) далее она же «Меч мёртвых» (в соавторстве с Андреем Константиновым), «Поединок со Змеем»(мифологический роман), «Валькирия», «Лебединая дорога», сборник рассказов «Ведун». Анатолий Ладинский «Последний путь Владимира Мономаха». Игорь Коваленко «Улеб твёрдая рука». И ещё книги Елизаветы Дворецкой, любые, я их не читал пока но вот остальные рекомендуют, пишет исторические вещи не хуже Семёновой.

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #3 : 09 Октябрь 2008г 00:11:33 »
Из истории Льва Диакона (источник X века) о наших Пращурах.

6. Ободренные такой победой, росы вышли на следующий день из города и построились к бою на открытом месте. Ромеи также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу.
       Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас [19], воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только [Икмор] погиб [20], скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали [21]. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны [22], скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли [23], заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин [24]. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [25] [несколько] грудных младенцев [26] и петухов [27], топя их в водах Истра. Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому [28] обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса [29] и Замолксиса [30], то ли у соратников Ахилла. Ведь Арриан пишет в своем "Описании морского берега" [31], что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион [32], лежащего у Меотидского озера. Изгнанный скифами за свой дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии [33]. Явными доказательствами [скифского происхождения Ахилла] служат покрой его накидки, скрепленной застежкой [34], привычка сражаться пешим [35], белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость [36], над которыми издевался Агамемнон, порицая его следующими словами: Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны [37]. Тавроскифы и теперь еще имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием [38]. О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, [что] он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: "Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос" [39]. Но довольно о жертвоприношениях тавров.
       7. На другой день [40] на рассвете Сфендослав созвал совет знати, который на их языке носит название "комент" [41]. Когда они собрались вокруг него, Сфендослав спросил у них, как поступить. Одни высказали мнение, что следует поздней ночью погрузиться на корабли и попытаться тайком ускользнуть, потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов, которые были опорой войска и укрепляли мужество воинов. Другие возражали, утверждая, что нужно помириться с ромеями, взяв с них клятву, и сохранить таким путем оставшееся войско. [Они говорили, что] ведь нелегко будет скрыть бегство, потому что огненосные суда, стерегущие с обеих сторон проходы у берегов Истра, немедленно сожгут все [их корабли], как только они попытаются появиться на реке [42].
       Тогда Сфендослав глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: "Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить м остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!" [43] Вот какое мнение высказал Сфендослав.
       8. О тавроскифах рассказывают еще и то, что они вплоть до нынешних времен [44] никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе Мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть. Вот какое убеждение владеет ими [45].
       А тогда, выслушав речь своего повелителя, [росы] с радостью, согласились вступить в опасную борьбу за свое спасение и [приняли решение] мужественно противостоять могуществу ромеев. На следующий день (шел шестой день недели, двадцать четвертый [46] - месяца июля) к заходу солнца все войско тавроскифов вышло из города; они решили сражаться изо всех сил, построились в мощную фалангу [47] и выставили вперед копья. Император со своей стороны выстроил ромеев и вывел их из укрепления. Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед (делать это вошло у него в обычай, и таким путем он уже поразил множество скифов), опустив поводья, устремился на [предводителя росов] и, ударив его мечом по ключице, поверг вниз головою наземь, но не убил. [Сфендослава] спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий. Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам - муж, которого никто из сверстников не мог превзойти воинскими подвигами.
       9. Гибель Анемаса воодушевила росов, и они с дикими, пронзительными воплями начали теснить ромеев. Те стали поспешно поворачивать назад, уклоняясь от чудовищного натиска скифов. Тогда император, увидевший, что фаланга ромеев отступает, убоялся, чтобы они, устрашенные небывалым нападением скифов, не попали в крайнюю беду; он созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов. Забили тимпаны и заиграли военный призыв трубы; стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов. Но вдруг разразился ураган вперемежку с дождем:
       устремившись с неба, он заслонил неприятелей; к тому же поднялась пыль, которая забила им глаза. И говорят, что перед ромеями появился какой-то всадник на белом коне; став во главе войска и побуждая его наступать на скифов, он чудодейственно рассекал и расстраивал их ряды. Никто не видал его, как рассказывают, в расположении войска ни до битвы, ни после нее, хотя император разыскивал его, чтобы достойно одарить и отблагодарить за то, что он свершил. Но поиски были безуспешны. Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор [48], которого государь молил и за себя, и за все войско быть соратником, покровителем и спасителем в битвах. Говорят, что накануне сражения вечером произошло следующее. В Византии одной девице, посвятившей себя Богу" явилась во сне богородица, которую сопровождали огненные воины. Она сказала им: "Позовите мне мученика Феодора" - сейчас же к ней подвели храброго и смелого вооруженного мужа. Богородица обратилась к нему со словами: "Твой Иоанн в Дористоле, о досточтимый Феодор, сражается со скифами и находится в крайнем затруднении; поторопись его выручить - если промедлишь, ему не избежать опасности". Тот ответил, что готов повиноваться матери своего Господа и Бога, и, сказав это, сразу же удалился. Тут же и сон отлетел от глаз девицы. Вот каким образом сбылось сновидение этой девушки.
       10. Последовав за святым мужем, ромеи вступили в бой с врагами. Завязалась горячая битва, и скифы не выдержали натиска конной фаланги. Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством [воинов] обошел их с тыла [49], они обратились в бегство. [Ромеи] преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи. Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот [50] скифов, [на поле сражения] подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей [51]. Среди ромеев убитых было триста пятьдесят, но раненых было немало. Вот какую победу одержали ромеи в этом сражении.
       Всю ночь провел Сфендослав в гневе и печали, сожалея о гибели своего войска. Но видя, что ничего уже нельзя предпринять против несокрушимого всеоружия [ромеев], он счел долгом разумного полководца не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну и стал просить мира на следующих условиях [52]. Тавроскифы уступят ромеям Дористол, освободят пленных, уйдут из Мисии и возвратятся на родину, а ромеи дадут им возможность отплыть, не нападут на них по дороге с огненосными кораблями (они очень боялись "мидийского огня", который мог даже и камни обращать в пепел), а кроме того, снабдят их продовольствием и будут считать своими друзьями тех, которые будут посылаемы по торговым делам в Византии [53], как было установлено прежде.
       11. Император" почитал мир гораздо больше войны, потому что-знал, что мир сохраняет народы, а война, напротив, губит их. Поэтому он с радостью принял эти условия [росов] [54], заключил с ними союз и соглашение и дал им хлеба - по два медимна [55] на каждого. Говорят, что из шестидесятитысячного войска росов. хлеб получили только двадцать две тысячи человек, избежавшие смерти, а остальные тридцать восемь тысяч погибли от оружия' ромеев [56]. После утверждения мирного договора Сфендослав попросил у императора позволения встретиться с ним для беседы. государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, - подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них [57]. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос [58]- признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой [59]. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал [60]. Так закончилась война ромеев со скифами.
       12. Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей [61], возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках [62]. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места.

Свои коменты к источнику выложу позже.

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #4 : 09 Октябрь 2008г 02:24:09 »
Собстно Морфушке. Юля вот тебе ещё инфа о Рогнеде и Рогволде из уст современного талантливого писателя-историка Льва Прозорова, отрывок из пишущейся книги о Варягах.


Идею "поминания" отживших историографических кадавров подсказал мне Л.С. Клейн со своей статьей "Памяти "славянского бога Рода"". Правда, назойливые попытки автора "похоронить" четко прописанное в источниках Божество невольно напоминали интеллигентский анекдот советских времен, ну, тот самый: "Бог умер. Маркс", ниже - "Маркс умер. Бог" . поминать Рода, во всяком случае, явно рановато. Но идея в высшей степени здравая, тем паче, что пространство русской истории загромождают куда более крупные и старые, а следовательно, эээ, опасные в санитарном отношении "неупокоенные", к гальванизации многих из которых приложил руку и сам господин Клейн. Начнем с одного такого - не с самого крупного и опасного...
Что мы, собственно, знаем про рогволода, княжившего в Полоцке, и убитого будущим крестителем Руси в 980 году?
"Повесть временных лет" сообщает вот что:
И сЂде в НовЂгородЂ, и посла к Роговолоду, князю Полотьску, глаголя: «хощю пояти дщерь твою женЂ». Онъ же рече дъщери своей: «хощеши ли за Володимира»? Она же рече: «не хощю розути Володимира, но Ярополка хочю». БЂ бо Рогъволодъ перешелъ изъ заморья, имяше волость свою ПолотьскЂ, а Туръ ТуровЂ, отъ негоже и Туровци прозвашася. И приидоша отроци Володимири, и повЂ[да]ша ему всю рЂчь РогнЂдину, дщери РогъволожЂ, князя Полотьского. Володимиръ же събра вои многы, Варягы и СловЂны, и Чюдь и Кривичи, и поиде на Рогъволода. В се же время хотяху весті РогънЂдь за Ярополка: и приіде Володимиръ на Полотескъ, и уби Рогъволода и сына его два, а дщерь его РогънЂдь поя женЂ, и поиде на Ярополъка
Лаврентьевский список пересказывает эту историю чуть по другому
Роговолоду держащю и владѣющю и кнѧжащю Полотьскүю землю 20. а Володимеру сущю Новѣгородѣ . дѣтьску сущю . єще и 21 погану . и бѣ оу него [оуи єго] Е Добръıна 22. воєвода и 2 храборъ и нарѧденъ мужь. ись 23 посла к Роговолоду . и проси оу него дщере 24 [єго] Ж за Володимера . ѡн же реч̑ дъщери своєи . хощеши ли за Володимера . ѡна же реч̑ не хочю розути робичича . но Ӕрополка хочю . бѣ бо Роговолодъ перешелъ 25 изъ заморьӕ . имѣӕше волость сво|ю Полтескъ
Этим, строго говоря, наши сведения о Рогволоде ограничиваются. Как легко заметить, ни один из летописных отрывков не содержит даже намека на именование полоцкого князя не то что урманом или свеем, как на Руси действительно именовали выходцев со Скандинавского полуострова, но даже и варягом или русом, в которых норманнистская историография также желает видеть норманнов. Из каких же соображений норманисты уже который век даже не доказывают, а постулируют скандинавское происхождение полоцкого княжьего рода? Имя князя настолько прозрачно для любого русского человека, что норманнисты вынужденны коверкать его, нарочито придавая ему "нерусский" вид (Рогволд, Рогволт) , вопреки тексту источников, где, как всякий может видеть, прямая и ясная славянская форма? Что в нем неясно? Корень Рог употреблялся, как отдельное личное имя, до XV столетия, как составляющая часть (Рогдай) так же был известен..  Корень "волод" (Володимир, Володислав, Белволод, Всеволод и пр.) так же в особых комментариях не нуждается. Корень Рог входит составной частью и в имя дочери Рогволода, Рогнеды. Вторая часть ее имени так же в особенных коментариях не нуждается. Женское имя Неда хорошо известно южным славянам, от времен языческих- так в одной из песен зовут посланницу к царю от Перуна- и до наших дней (вспомним известную сербскую журналистку Неду Тодорович). В дополнение к этому формула "разуть робичича", как указывал еще Гедеонов, обычай разувания жениха невестой - славянский, прямо противоречащий обычаям германцев и скандинавов, где именно женихразувал невесту.
В скобказ заметим, что Ипатьевский список дает другое прочтение имени Полоцкой княжны - Ярогнеда - в котором любой намек на "сканднавство" испаряется совершенно.
Оказывается, "скандинавское" происхождение Рогволода с семейством выведены из одного-единственного слова - Рогволод "пришел из заморья". Но предполагать тут можно все что угодно. Это "заморье" могло быть просто "фольклорной формулой", могло обозначатьи временное пребывание "за морем" по той или иной необходимости, как то делал и сам Владимир (на это может указывать упоминание о "волости", т.е. законном владении Рогволода в Полоцке). Да и по самому Варяжскому морю плавали, занимаясь то торговлей, то разбоем, отнюдь не только скандинавы. Ходили там балты и финноугры, скандинавским викингам отнюдь не всегда уступавшие - вспомним, что сам Олав Трюггвасон, будущий конунг, попадал в плен к эстонским пиратам. Не отставали от эстонцев и курши. Наконец, по Варяжскому морю ходила основная головная боль норманнистов - балтийские славяне-венды. так что для того, чтоб "прийти из заморья", Рогволоду не требовалось быть скандинавом.
Тем не менее норманнисты из одного труда в другой продолжают переписывать ни на чем не основанную байку про "полоцкого конунга", украшая ее, время от времени, то заявлением, будто "полочане призвали князя из Скандинавии" (любому, обнаружившему в вышеприведенных летописных отрывках хоть слово о "призвании", автор этих строк готов лично выдать десять тысяч долларов), то учеными рассуждениями над особенностями скандинавского имянаречения на примере Рогволода и Рогнеды.
Подобная манера добывания "норманнов" из воздуха как нельзя лучше показывает степень обоснованности претензий представителей 'этого направления не то что к единственно научной истине, но и к науке вообще.
Было бы очень хорошо положить конец этой, ни на че не основанной, "историографической традиции", и наконец вывести раз и навсегда злосчастное княжеское семейство Полоцка за рамки "варяжского вопроса", к которому оно абсолютно никакого отношения не имеет

Оффлайн morfushka

  • Старожил
  • **
  • Сообщений: 2820
  • Пол: Женский
  • Mockingjay
Re: Вопросы истории
« Ответ #5 : 10 Октябрь 2008г 11:14:11 »
Егорушка,я так рада тебя вновь видеть на форуме, что выучу этот отрывок наизусть))) Да,об этом историке я наслышана,даже читала кое-что,но давно.Вот будет повод поискать и почитать его. Спасибо!!! И не пропадай!
Каждая женщина обязана быть замужем. Потому что ни один мужчина не должен остаться безнаказанным!

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #6 : 30 Август 2009г 22:17:50 »
Ибн-Мискавейх о славяно-русах в Бердаа. Поход 943 - 944 годов (Предположительно под началом воеводы Свенельда)

Взятие города Бердаа в 943—944 гг. Рисунок Н.М. Кочергина, 1947 г.

ИБН-МИСКАВЕЙХ О ПОХОДЕ РУСОВ В БЕРДАА В 943-944 ГГ.
Публикация по изданию: Кузьмин А.Г. "Откуда есть пошла русская земля..." Москва, 1986,
Издательство "Молодая гвардия", том II, сc. 576-578

Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегают ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие. Привешивают они на себя большую часть орудий ремесленника, состоящих из топора, пилы и молотка и того, что похоже на них. Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие, по-добное кинжалу. И сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие (на судах). Они (Русы) проехали море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербайджана и Армении и втекающей в море. Река эта есть река города Бердаа и ее сравнивают с Тигром. Когда они достигли Куры, вышел против них представитель Марзубана и заместитель его но управлению Бердаа. Было с ним триста человек из Дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг и курдов. Простой народ убежал от страху. Вышло тогда вмес-те с ними (войско) из добровольцев около 5000 человек на борьбу за веру. Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди, и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им.

Рассказали мне Абу-Аббас-ибн-Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так. «Нет между, нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти.На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам». Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам) мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И бывало не раз так вслед за ними (Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни. Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе и не вмешивались в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во внимание люди, желающие безопасности, главным образом это была знать. Что же касается простого народа и большей части черни, то они не заботились о себе, а обнаруживали то, что у них в душах их, и препятствовали Русам, когда на них вели нападение сторонники (войска) власти. После того как это продолжалось некоторое время, возвестил глашатай Русов: «Не должен оставаться в городе ни один из жителей его». Дали мусульманам отсрочку на три дня от дня этого объявления. И вышли все, у кого только было вьючное животное, которое могло увезти его, жену его и детей его. Таких ушедших было немного. Пришел четвертый день, и большая часть жителей осталась. Тогда Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, не сосчитать числа их. Когда убийство было закончено, захватили они в плен больше 10 000 мужчин и юношей вместе с женами, женщинами и дочерьми.

Заключили Русы женщин и детей в крепость внутри города, которая была шахристаном этих людей (Русов), где они поместились, разбили лагерем свои войска и укрепились. Потом собрали мужчин в мечети соборной, поставили к дверям стражу и сказали: «Выкупайте себя...»

Таким образом скопилось у Русов в городе Бердаа большое богатство, стоимость и достоинство которого были велики <...>

Не прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю.

После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.

Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы из 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи, и уехали. Бог спас мусульман от дела их.

Слышал я от людей, которые были свидетелями этих Русов, удивительные рассказы о храбрости их и о пренебрежительном их отношении к собранным против них мусульманам. Один из этих рассказов был распространен в этой местности и слышал я от многих, что пять людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из их начальников, а с ними несколько женщин-пленниц. Узнав об их присутствии, мусульмане окружили сад. Собралось большое число Дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью людьми.

Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убивали в несколько раз большее число мусульман.

Безбородый юноша был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым.

Источник

Оффлайн Sanat

  • Старожил
  • **
  • Сообщений: 2683
  • Пол: Мужской
  • Гений
Re: Вопросы истории
« Ответ #7 : 08 Октябрь 2009г 00:10:42 »
Хорошая идея. Надо будет найти ссылочку что автор книги потомок Всеволода Большое гнездо или что-то в этом роде чтобы привязать к теме...
живя в сочи нужен колодец, генератор, огород для выращивания еды, забор с колючей проволокой, переводчик, адвокат, и хорошие товарищи в ГАИ и УВД, тогда можно нормально жить (с) гоМЭР

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #8 : 14 Ноябрь 2009г 01:51:25 »
Несколько слов о "Голоде" в Российской Империи и как с ним боролись. Интересный материал.

Добавлено: 14 Ноябрь 2009г 02:53:00
Несколько эпизодов покорения Средней Азии русскими войсками.

Константин Петрович фон Кауфман

Завоеватель и первый генерал-губернатор Туркестана, происходил из обрусевшего австрийского рода, участник Крымской и Кавказской войн. Во время компании против туркменов сказал следующую фразу «Войска на пути своём предавали бы всё и вся огню и мечу. Знакомство с туркменами показало, что они другого языка не понимают», ещё он писал по поводу эмира бухарского сразу после покорения «Самый исправный у меня начальник уезда в Туркестане - эмир бухарский»

Русские обороняют Самарканд.

После того как войска России разгромили войска бухарского эмира, из Самарканда вышла делегация старейшин города, с изъявлением покорности, русское командование преподнесло в подарок старейшинам халаты, жители вроде бы признали власть России, 2 мая 1868 года русские войска вошли в Самарканд. То есть как видно город присягнул на верность России, но как только основная часть русских войск ушла., в городе тут же поднялось восстание против наших войск. В старой цитадели Тимура 650 бойцов неделю отбивались от 65 ТЫСЯЧ восставших, но выстояли, дождавшись прихода русских подкреплений. Кстати среди осаждённых был и начинающий тогда баталист Верещагин.

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #9 : 04 Декабрь 2009г 23:17:25 »
Смельдинг пишет:



Европа,археология

Вот какая красотень стояла, вполне возможно, неподалеку от боснийской столицы Сараево.
Когда? Ну, очень давно. Во всяком случае, геологи считают, что дерном их (не геологов, понятно, а пирамиды) заносило... десять тысяч лет.
Жаль, конечно, будет, если открытие опять окажется пустышкой вроде "найденной" покойником Деминым на Кольском полуострове Гипербореи.
Но... а собственно, почему?
Тэртерийские таблички найдены не так уж далеко от этих мест - несколько позднее и место предполагаемых пирамид, и Тэртерия оказались в пределах одной археологической культуры Винча
А таблички эти, по последним датировкам, относятся к середине шестого тысячелетия до нашей эры - семь с половиной тысяч лет назад. Конечно, два тысячелетия с половиной тоже немалый срок - как от нас до Эллады. Но все-таки...
Собственно, уже Тэртерийские надписи дают основание утверждать, что Европа знала письменность еще до возникновения египетской цивилизации и древнейшей из известных цивилизаций Индии - Харрапской, в те века, когда будущий Шумер еще делал первые неуверенные шаги.
Но если исследования боснийских пирамид подвердят правоту Османагича...

Взято

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #10 : 12 Декабрь 2009г 21:25:45 »
Лев Прозоров, заметка "Варяжский вопрос в цифрах"



Люди, поверхностно знакомые с варяжским вопросом, часто недоумевают - о чем, собственно, спор? Ну пришли к славянам три брата с ватажкой, дали название, и канули, растворились в славянском море.
Что ж, а давайте-ка посмотрим - сколько было руси на Руси.
Вот три брата, с дружиной. Потом старший брат отпускает младших в Изборск и Белоозеро - вряд ли одних, кому они там сдались поодиночке. Потом рассаживает "мужей своих" - и опять же вряд ли одних - в Полоцк, Ростов, Муром, в освободившееся после смерти Синеуса (нет, чтобы принять за норманнские имена Синеус, Рогволод, Олег... я столько не выпью!), Белоозеро. Гарнизоны всех перечисленных городов, как любезно сообщает "повесть временных лет", состоят из варягов. учитывая, что в Ростове и Белоозере местное население было неславянским, названия городов интригуют. Если там жили варяги и финны, а названия городов - славянские, то... впрочем, пока в сторону.
"Они взяли в дружину местных" - пардон, этим бы они похерили весь смысл призвания, который состоял в то, что пришли в равной степени чужие всем люди, никому из местных не сватья и не братья, ни кривичам, ни веси с мерей и муромой.
Итак, народу у Рюрика много. о ватажке в несколько десятков голов речь вести смешно. тут про сотни думается.
А все же НАСКОЛЬКО много? от Рюрика отделились двое бояр - старших дружинников - с "родом своим", и, очевидно, дружиной. судя по тому, как легко их Рюрик отпустил, в этом отряде он не очень нуждался.
через некоторое время братишки-бояре, Аскольд с Диром, пожаловали под Царьград. Пожаловали на 200 кораблях(что подтвержадют и греки). в каждом русском корабле, по сообщениям как летописей, так и греческих авторов, было по 40 воинов. Итого - 8000 русских воинов пожаловало под Царьград. эТо еще не все - Аскольд с Диром, как сказано было, отошли от Рюрика "с родом своим" - то есть имелись семьи, бабы, детишки, которых нужно охранять, чтоб не обидели (а обидеть было кому - А и Д выгнали хазар из Киева, сцепились с древлянами и уличами, сходил походом на полочан, в общем, завели много новых друзей, которые вполне могли зайти в гости в остутствие хозяев, и их надо было достойно встретить). Получается что-то порядка 10 000. Плюс все те же бабы с детишками.
Внимание, вопрос - сколько было воинов у Рюрика, если он запросто отпустил погулять не то восемь, не то все десять тысяч? совершенно очевидно, что надо со всем доверием отнестись к словам летописи о Белоозере, Ростове, Муроме и Полоцке, как городах с варяжскими гарнизонами, что новгородцы - "от рода варяжска", что варяги "сидят" от одноименного им моря до "предела Симова" - то есть Волжской Болгарии.
теперь обратимся к походам на Византию.
у Олега было 2000 ладей, т.е. 80000 человек на ладьях, да еще какое-то "конное" войско..
Игорь вывел в первый, неудачный поход десять тысяч ладей - то есть 400000 воинов - сообщение, верифицируемое византийскими данными, а так же сообщением о десятках тысяч высланного против него войска, подкрепленного таким вундерваффе средневековья, как греческий огонь.
после разгрома этого войска Игорь набрал новое, подкрепив его вновь собранными варягами и союзниками-печенегами. Никто его не "съел". а желающих должно было быть много - в договоре Игоря упоминается 22 представителя русского "всякого княжья" под рукой "великого князя" или"кагана" Игоря.
при том Игорь не был единственным правителем руси. Так, какая-то, по всей видимости, независимая от Игоря русь предприняла в 912-913 году поход на южный Каспий. не знаю, сколько их было изначально, но во время в Хазарском каганате, вследствие внезапного, вероломного нападения погибло 35 тысяч русских воинов. на боеспособности киевской, игоревой руси это поражение не сказалось никак - в том же 912 году Игорь - первым из европейских владык - атаковал степных кочевников в их родных степях, и при этом одержал победу.
я еще раз напоминаю, что это то самое время, когда, по постоянным заверением норманнистов "все источники разделяют славян и русов". когда, по их убеждению, русы давали "норманнские" имена Днепровским порогам и говорили на своем, отличном от славянского, языке. Были ли "славяне" (славянские племена Восточной Европы, которых источники "отделяют" от русов) заметно представлены в походах на Византию? судя по всем договорам с Византией, этого не скажешь. Везде князья и послы "от рода русского", клянется "русь", "русин" противопоставляется "христианину" (т.е. подданному Империи), дань идет на "русские города" (кстати, и Константин называет Киев, Любеч и пр. "городами россов", а отнюдь не "славиний"). никаких древлян и полян, кривичей и вятичей - только русь, все эти десятки и сотни тысяч воинов - только русь. и еще раз скажу - эти десятки и сотни тысяч - только те, кто ходил в дальние походы, иначе князья бы застали на месте Киева, по возвращению, древлянскую или хазарскую крепость.
кстати, и все тот же Константин, говоря о порядках в землях "россов" жителям "славиний" дает лишь роль изготовителей "заготовок" для кораблей россов, каковые заготовки они потом сплавляют к Киеву, гдеих обшивают бортами, и отправляются на них в "далекий, страшный и полный опасностей" путь от Киева до Царьграда. скажи кто-нибудь императору про измышленный учеными транзит "из варягов в греки", Багрянородный, большой знаток вин, заинтересовался бы, что пили почтенные мужи, после чего их посетили столь дивные видения...
Да, подчеркнем, что решительно все источники говорят о переселении варягов и руси "с родом своим", о русских женщинах и пр.
итак, согласно источникам, на территории Восточной Европы в 10 веке ошивалось несколько сотен тысяч русских воинов. добавляем жен (тот же Игорь без особого труда нашел себе Ольгу "от племени варяжска"), причем в большинстве случаев - нескольких. Добавляем детей. и смело увеличиваем число русов на порядок по сравнению с числом собственно воинов.
теперь - внимание, вопрос: откуда взялся этот миллион или около того русов, если в Швеции население достигло полумиллиона только к 14 веку, и куда он делся, если во времена крещения (т.е. к концу того же 10 века) нет никаких следов норманнов в культуре и языке крещеной Руси?
А?


Взято

Добавлено: 13 Декабрь 2009г 12:57:27
Удивительно. Это с какого перепугу Соловья Разбойника сделали татарином, как то в последнем мультике про Илью Муромца, да ещё и оселедец приделали, которых татары да и тюрки никогда не носили. Да и имя-прозвище Соловей вполне славянское, по аналогии вспоминаю Соловья Будимировича, другого героя другой Былины. Вот это самое старинное сохранившиеся до наших дней изображение Соловья Разбойника, XVII век. Характерные усы и коротко остриженные волосы, типичный славянский внешний облик. Есть мнение, что был этот герой русского эпоса неким Древнерусским Робин Гудом.

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #11 : 20 Декабрь 2009г 22:17:28 »
Вот ТУТ большая часть художественных работ на тему русской и славянской истории, мифологии, эпоса, талантливого художника Бориса Михайловича  Ольшанского.


Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #12 : 26 Декабрь 2009г 21:46:20 »


 

Очень редко когда в интенрнете можно увидеть традиционную одежду англо-саксов, буде кому интересно.





А вот это славянские идолы, выполненные русским скульптором Каненковым С.Т. Первый это Велес Отец Могил 1910 год , второй Свистушкин 1915 год. Сейчас они в Третьяковке, в Москве, мои фото.

Fess

  • Гость
Re: Вопросы истории
« Ответ #13 : 30 Декабрь 2009г 19:36:45 »
Очень хороший сайт по славянской истории Славянские древности, хотя и в начальной стадии своего развития. Создателям успехов в работе над полезным сайтом.

Оффлайн rahail

  • Почетный житель
  • ***
  • Сообщений: 3664
  • Пол: Мужской
  • Repent the END is extremely fucking night
Re: Вопросы истории
« Ответ #14 : 30 Декабрь 2009г 22:13:35 »
Барон Унгерн, ну наверное в четвертой теме спрашиваю почему в Гражданской войне в России победили "красные"??
Злых людей ждет сыра земля
Злых людей ждут лагеря (с)

 

Репетиторство по истории и исторические встречи в реальности

Автор Fess

Ответов: 0
Просмотров: 1195
Последний ответ 21 Ноябрь 2011г 20:01:54
от Fess
О происхождении и истории некоторых имён

Автор Fess

Ответов: 18
Просмотров: 3726
Последний ответ 10 Январь 2011г 20:41:38
от Станислав
Роль Личности в Истории

Автор Nutakvot)

Ответов: 40
Просмотров: 11486
Последний ответ 01 Август 2012г 21:13:06
от rahail