Автор Тема: Причёска как этноопределяющий признак в раннее Средневековье  (Прочитано 6473 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Fess

  • Гость
Причёска как этноопределяющий признак в раннее Средневековье.

Введение.

  В Средние века, как и в Древности и вообще в традиционных обществах вопросы внешности и причёски были не вопросами моды как теперь, а его этнической, сословной, конфессиональной принадлежности. Например, римские авторы отличали алан от скифов именно по причёске. Остриженные в кружок у первых, и длинные до плеч у вторых. В Библии содержится запрещение иудеям стричь бороды и брить головы. Ориентиром в отношении к внешнему виду в целом и прическе в частности служили изображения Божеств или представления о Них. Собственно, религиозный человек в полной мере осознавал себя религиозным, если походил своим обликом на богов, героев основателей цивилизации, мифических предков.
  Рассматривая тему причёсок, более подробно хотелось бы коснутся причёсок скандинавов и балто-славян. Дать сравнительный анализ, и в связи с этим коснутся Варяжского вопроса. Рассмотреть причёски у некоторых других народов.
  Темы причёсок в связи с Варяжским вопросом коснулся ещё русский историк Гедеонов, в XIX веке. А совсем недавно была написана обширная статья историка Льва Прозорова. Где он рассматривает причёски славян, скандинавов и тюрок с привязкой к внешности князя Святослава Храброго, описание котрого изложено в истории Льва Диакона. И даёт ответ, могли ли Варяги – Росы быть скандинавами или даже тюрками как это утверждают некоторые авторы.
  Помощь при рассмотрении данного вопроса нам могут нам могут оказать скандинавские саги, языческая идолография и источники.

Причёски скандинавов.

Вот что пишет историк Гедеонов: «Длинные волосы были (у германцев и скандинавов) отличительным знаком свободного мужа, бритая голова клеймом раба. Германские язычники клялись волосами и бородою (Водановой). Скандинавский Один прозывался длиннобородым, Тор – краснобородым. Обритые бороды почитались у германцев высшим бесчестием». Скандинавы действительно носили длинные волосы, в сагах упоминаются цвета волос, как прозвища, Рыжий, Белый, Чёрный, Золотой. Их красоту, «прекрасноволосый»  или печальные последствия плохого ухода за ними, Харальд Косматый, Кальв Перхоть. У одного из главных героев скандинавского эпоса Сигурда-Зигфрида волосы были тёмно русые, и красивые на вид, и ниспадали длинными волнами. Можно привести пример как относились скандинавы к людям без волос и бороды. Песнь об Аудуне с Западных Фиордов, описывая бедственное положение главного героя, который возвращается из паломничества сообщает «Голова у него бритая и вид довольно жалкий». И Аудун не смеет в таком виде показаться конунгу, своему покровителю, боясь его гнева. Следует отметить один интересный момент. Польский хронист Кадлубек передаёт предание, в котором говорится, что в древности славяне победили воинов «Даномальхийских» - Датских островов и предложили им на выбор, или платить дань, или носить, в знак поражения и позора женские длинные волосы, убранные в косы. Таким образом, саги чётко характеризуют скандинавов как длинноволосых, и бородатых. Бритая голова считалась у них клеймом раба и величайшего позора. Волосы на голове и бороды они очень часто заплетали в косы. Делали они это, подражая образу и подобию Одина и Тора. Подобные обычаи были чужды западным, да и восточным славянам в рассматриваемый нами период. Какими же были причёски у славян?

 Причёски славян.

Для славян чаще всего характерны обритые бороды, волосы остриженные коротко, чуть ниже ушей и длинные усы. Например Титмар Мезербургский описывая западнославянский союз лютичей пишет про длинные пряди волос на обритой голове, в знак воинской удали, или отличия в бою. Великая польская хроника, описывая последнего представителя родовой знати, князя Котышко говорит, что вся его голова была обритой за исключением одного клочка волос. Прямая аналогия со Святославом Храбрым. Схожая причёска и у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи. Козьма Пражский описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его обритой голове. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено. Западные авторы отмечают что «верховный» жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению. Идол бога Святовита в Арконском храме имел обритые голову и бороду, «сообразно народному обычаю» по словам Саксона Грамматика. У южных славян был примерно такой же внешний вид. Так историк Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Луитпранда отмечает обычай брить головы у болгар. На миниатюре Ватиканского менология изображён болгарин с обритой головой, и безбородый. Польские шляхтичи в большинстве своём тоже брили головы. Такая приверженность славян бритью голов, или ношению коротких стрижек не случайна. Из знаменитого Мартыновского клада сохранились фигурки мужчин с коротко остриженными волосами и длинными усами. Любопытно изображение Бога Перуна на миниатюре Радзивилловской летописи, с совсем как у Запорожских казаков спускающимуся к левому уху оселедцу. В Повести временных лет о Боге Перуне написано «Ус злат, а голова серебряна» видимо намёк на бритую голову. Или коротко остриженные волосы.  Не спроста славянская знать и воины, как на западе, так и на востоке славянского мира носили оселедцы. Делали они это в знак своей службы Богу войны и княжеской власти. Это же могло отличать их от простых людей и жрецов. Стрижка эта может иметь и вполне фаллическое начало, как символ плодородия и мужского начала. На некоторых Средневековых миниатюрах князя Рюрика тоже изображают с двумя оселедцами и длинными усами. Уж не потому ли что он был выходцем из среды западных славян «верингов» «варангов» «вагиров» западных, арабских и византийских источников? Будь Рюрик природным норманном его бы изобразили совсем по-другому, с бородой и длинными волосами. Совсем не удивительно, что его внук князь Святослав носил схожую причёску.  Таким образом, мы можем сделать вывод о том что ношение оселедцев являлось не какой-то прихотью Запорожских казаков а было нормальным явлением во всём славянском мире. Славяне носили такую стрижку подражая облику и подобию славянского громовержца.

Причёски у других народов.

Балтские народы тоже были склонны брить бороды и коротко стричь волосы. В литовских легендах рыцарей-крестоносцев скандо-германского происхождения называют «злыми бородачами». Что может подразумевать безбородость самих сказителей – балтов. На средневековых изображениях пруссов можно увидеть короткие волосы при длинных усах. В Каунасском музее есть изображения князя Ягелло, изображение очень походит на облик князя Святослава Храброго. 
 Можно сказать кое что о причёсках народов западной Европы. Сохранилась статуя Швабских языческих богов с длинной бородой и девятью косами. В германской «Песне о Гудрун» упоминаются длинные ухоженные волосы двух витязей, которые выглядели доблестными и заслуженными рыцарями. В «Сказании о Вольфдитрихе» отец главного героя король Гугдитрих обладал «длинными вьющимися белокурыми волосами, падавшими ему на плечи и доходившими до пояса». Средневековые тюрки восточной Европы, как правило, заплетали волосы в косы. Историк Петрухин отмечает «Косы – этнический признак средневековых тюрок. Особая же причёска – распущенные волосы – призвана подчеркнуть исключительность статуса правителя»

Выводы.

 Тема причёсок у тех или иных народов интересна и многообразна. Изучая их можно понять и узнать многие вещи из жизни того или иного народа, их культуры, истории, верований. Причёска являлась не малым этноопределяющим признаком в традиционном обществе. И что самое главное обеспечивала мистическое единство с этническими Богами покровителями страны и обеспечивала благополучие народа. Данные, свидетельствующие о внешнем виде скандинавов и славян, могут служить весомым аргументом для антинорманнистких учёных и помочь в окончательном разрешении Варяжского вопроса. Об этом писал ещё историк Гедеонов в XIX веке.

Оффлайн rahail

  • Почетный житель
  • ***
  • Сообщений: 3664
  • Пол: Мужской
  • Repent the END is extremely fucking night
где-то читал что абардажники  любили носить косы, и это имело прикладной характер, косы спасали от не акцентированных скользящих ударов саблей
Злых людей ждет сыра земля
Злых людей ждут лагеря (с)

Оффлайн Balaganoff

  • Aдминиcтpaтop
  • Почетный житель
  • ***
  • Сообщений: 6781
  • Пол: Мужской
Энакин Скайуокер, вот если бы картинками снабдить пост ... а то фантазия иногда не работает правильно ;)

(кстати с возвращением ;) - рад)

Fess

  • Гость
Balaganoff,



Великий князь Святослав Храбрый, с характерным оселедцем и усами.



Славянский воин из народа варягов

Великий князь Рюрик Сокол

Князь Владимир Святославич. Слева снизу, длинные усы и короткая стрижка.